- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Международное сотрудничество
- Доступная среда
- Организация питания в образовательной организации
- Новости
- Родителям
- Электронная приемная
- Всероссийская олимпиада школьников
- Психологическая поддержка
- Воспитательная работа
- ВПР
- ГИА 2025
Контактная информация
Телефон: 8-4872-36-49-01
+7-999-782-85-81
Е-mail: ltgpu@yandex.ru
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ - Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ
Буллинг (или травля) — это вид группового эмоционального и/или физического насилия. Обычно он направлен на какого-то одного человека, происходит регулярно, осуществляется в группе или при её поддержке.
Буллинг может коснуться каждого и опасен для психологического состояния человека, будь он жертвой, зачинщиком или просто свидетелем. Поэтому травлю очень важно предотвращать.
У подростков особенно сильна потребность быть частью какой-то группы с общими интересами, быть там «своим». Но школьный класс, как правило, формируется случайным образом, это изначально разрозненная группа, у которой нет общей цели. Ученики начинают искать какой-то общий интерес и могут придумать себе внешний повод, например, сплотиться против одного человека. Поэтому в группах по интересам буллинг встречается реже, так как участников объединяет общее увлечение.
Кто такой буллер
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей. Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта. К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
- беспричинные боли в животе и груди;
- нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
- нервный тик, энурез;
- печальный вид, беспокойство, тревожность;
- нарушенный сон, кошмары;
- длительное подавленное состояние;
- участившиеся простуды и другие заболевания;
- склонность к уединению, нежелание общаться;
- проблемы с аппетитом;
- излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
- «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
- «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
- ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ – ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ
- ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ – КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ РЕБЕНКА
Что делать учителю
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
- Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
- Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Если ситуация травли всё-таки случилась:
- Не ждите, что это само пройдёт, остановите происходящие, признайте проблему и назовите вещи своими именами.
- Не молчите, а привлекайте других (учеников, психологов, тьюторов, родителей), используйте комплексный подход, составьте план совместных действий.
- Обсуждайте травлю как проблему группы, а не только жертвы или зачинщика.
- Сместите фокус на изменение качества отношений внутри группы, чтобы в этих отношениях вместо ценности власти и паттернов доминирования-подчинения формировались ценности взаимного уважения и сотрудничества.
- Вместе с группой сформулируйте правила, обсудите, что считается нормой, а что нет, зафиксируйте договорённости.
- Сфокусируйте внимание учеников на культуре общения.
- Развивайте у учащихся стойкость и способность успешно справляться с каждодневными проблемами, стрессом и неприятностями, устанавливая дружеские отношения с одноклассниками.
- Используйте медиативные практики разрешения конфликтов, вместо карательных: то есть разберитесь в ситуации, прежде чем применить санкции.
- Регулярно спрашивайте у группы, как дела, что удаётся, что трудно, чем помочь.
- Поддерживайте и отмечайте позитивные изменения.
ССЫЛКИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИКИ ПО ТЕМЕ БУЛЛИНГА
- Для родителей - https://youtu.be/578URwZL2Dw
- Для детей - https://youtu.be/DaPbN7lYPcs
- Для педагогов - https://youtu.be/oNr8_DdqJOI